Интервью с Генеральным директором компании ИТЕРАНЕТ И.В.Мацкевичем

Журнал «Стандарт»

Компания ИТЕРАНЕТ, входящая в нефтегазовый холдинг ИТЕРА, стремиться стать одним из ключевых игроков рынка слаботочных систем коммерческой недвижимости в Москве и ближайшем Подмосковье. В активе у компании десятки реализованных проектов, в том числе запуск мощного волоконно-оптического канала от Москвы до Дмитрова, а в перспективе расширение деятельности на Новорижское шоссе и другие лакомые участки Подмосковья. О том, как ведомственный оператор покоряет коммерческий рынок, генеральный директор ООО «ИТЕРАНЕТ» Игорь Мацкевич рассказал издателю журнала «Стандарт» Ирине Глуховой.

- Игорь Викторович, компания ИТЕРАНЕТ создавалась на базе IT-подразделения международной группы компаний (МГК) ИТЕРА и до сих пор является основным оператором для холдинга. Удается ли вам конкурировать на коммерческом рынке с альтернативными игроками? 
- Основными задачами компании ИТЕРАНЕТ при ее создании 10 лет назад было выполнение функций в области системной и сервис интеграции в сфере компьютерных технологий и одновременно оператора связи для компаний, входящих в МГК ИТЕРА. На нас были возложены совершенно разные задачи: от обеспечения работы офисной техники, до создания систем информационной безопасности и спутниковых сетей связи. Тогда мы разработали стандарт качества, который постоянно совершенствуется и подразумевает «жесткие» требования ко всем направлениям деятельности: подбору персонала, работе с вендорами, резервированию каналов и многое другое.

Решение о выходе на внешний рынок было принято 5 лет назад. Любому «внешнему» клиенту мы гарантируем предоставление услуг в соответствии с требованиями корпоративного стандарта качества. Мы просто обязаны следовать этим требованиям при работе как с «родственным» компаниям, так и с коммерческими клиентами. Иными словами, у нас нет политики двойных стандартов.

Мы вышли на внешний рынок, не являясь крупной компанией ни в операторской сфере, ни в области интеграции, тем не менее, нам удается успешно конкурировать. Как и большинство компаний на рынке мы имеем все необходимые атрибуты для работы с клиентами: индивидуальный подход и высокий уровень сервиса. В компании создан институт персональных менеджеров, работает круглосуточная служба технической поддержки клиентов, оказывающая при необходимости помощь в режиме on-line.

Но я бы не относил это к конкурентным преимуществам, ныне - это требование рынка.

Успеху ИТЕРАНЕТ способствуют другие показатели - качество выполняемых проектов и системность, вернее широта набора функций, реализуемых нашей компанией. Ведь для МГК ИТЕРА нужно было делать все: тянуть провода, инсталлировать оборудование, строить каналы связи, как российские, так и международные, создавать охранную, пожарную сигнализации, системы видеонаблюдения, контроля доступа, видеоконференцсвязи и многое другое, то есть выполнять все работы, связанные со слаботочными решениями. Выполнение всего спектра работ на качественном уровне, хорошими специалистами и с полной лицензионной базой не часто встречается на рынке – именно это является нашими преимуществами.

- ИТЕРАНЕТ имеет большой пакет лицензий. На какие регионы вы получили операторские лицензии?
- Различные ведомства по-разному определяют лицензионную территорию. Строительные лицензии выдаются Федеральным агентством по строительству и жилищно -коммунальному хозяйству и действуют на всей территории Российской Федерации, лицензии в области защиты информации также дают право работать в любом регионе страны РФ. Операторская деятельность лишь часть нашей деятельности. В настоящее время мы имеем лицензии на работу в Москве и Московской области, республике Татарстан, Свердловской области, Ставропольском крае, ЯНАО.

- Какова структура клиентской базы ИТЕРАНЕТ?
- В конце 2008 года мы провели анализ клиентской базы. Она включает в себя как компании, входящие в состав МГК ИТЕРА (около 150 организаций), так и внешних клиентов общей численностью свыше 400 организаций.
В процентном соотношении внешняя клиентская база по сфере деятельности входящих в неё компаний характеризуется следующим образом: торговля и услуги – 54 %, производство – 20%, строительство – 9%, государственные организации – 7%, финансовые и страховые компании – 6%, спорт и отдых – 3%.

- В последнее время компания проводила модернизацию и расширение магистральной волоконно-оптической сети связи в Московской области. Завершен ли проект?
Поскольку изначально мы работали для МГК ИТЕРА, стратегия развития топологии телекоммуникационной инфраструктуры определялась потребностями МГК ИТЕРА. Со временем увеличение численности и географии присутствия наших внешних клиентов оказало влияние на развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Мы задействуем спутниковые каналы связи, возможности беспроводного широкополосного доступа и волоконно-оптических линий связи. Мы не только строим свои каналы связи, но и активно арендуем ресурсы у партнёров. Такой подход позволяет предоставить услуги практически в любой точке России, СНГ, а также за рубежом.

Строительство магистрального канала связи от Москвы до Дмитрова в Московской области стало самой крупной инвестицией 2008 года. В настоящее время проект технологически завершён. Построенная ВОЛС даст возможность предоставлять клиентам в Мытищинском и Дмитровском районах области широкий спектр услуг, включая телефонию, передачу данных, телематические услуги, аренду выделенных каналов. В целом сеть компании имеет протяженность более 300 километров и представляет собой единую мультисервисную сетевую инфраструктуру с пропускной способностью 622 Мбит/с, организованную с использованием технологий PON, ATM, Gigabit Ethernet, MPLS, и имеющую присоединение на узлах М9, М10 в Москве и, в перспективе, на узле связи Центртелекома в Дмитрове.

В текущем году строительство будет продолжено, чтобы охватить оптоволоконной сетью новые районы. Однако оптику к каждому коттеджному поселку или спортивно-развлекательному комплексу не «дотянешь». Поэтому мы активно развиваем сети широкополосного радиодоступа. В качестве «последней мили» используем оборудования класса WiMAX производства компании Aperto Networks.

- Не планируете ли вы развиваться в регионах, в том числе по технологии WiMAX?
У нас всегда стояла и успешно решалась задача присутствия в тех регионах, причём не только России и СНГ, но и мира, где есть интересы подразделений МГК ИТЕРА. Это могут быть месторождения полезных ископаемых, места размещения складских и производственных мощностей, офисы представительств МГК ИТЕРА в странах ближнего и дальнего зарубежья, и т.д. И опыт в решении подобных задач у нас накоплен достаточный. Я уже упоминал, что оконечные пункты корпоративной сети связи МГК ИТЕРА расположены в Ямало-Ненецком округе, Екатеринбурге, Братске, Туркменистане, Кипре, США и т.д.
Однако как стратегическую задачу - формирование и расширение базы внешних клиентов в регионах мы пока перед собой не ставим.

- Вы упоминали про работу в коттеджных поселках. Как изменилась ситуация на рынке телефонизации недвижимости в Подмосковье за последний год, требования заказчиков?
- Опыт нашего общения с застройщиками и инвесторами показывает, что, прежде всего, их волнует комплексность, то есть услуги связи в «чистом виде» их уже не интересуют, нужна полноценная инфраструктура (включая слаботочные решения), подключенная к сети общего пользования. Как системный интегратор, мы выполняем проектирование и создание соответствующих систем и, как сервис интегратор, занимаемся последующим обслуживанием уже в качестве эксплуатирующей организации и оператора связи.

Пакет Triple Play, пользующийся спросом в городах, застройщики коттеджных поселков в области просят расширить услугами охраны, видеонаблюдения, контроля доступа, элементами «умного дома». При этом сам владелец коттеджа в своих желаниях идёт ещё дальше. Он хотел бы иметь on-line доступ к единой автоматизированной системе учёта не только доступа в Интернет и услуг телефонной связи, но и потребления электроэнергии, воды, газа и т.д. Все это должно быть объединено в единую инфраструктуру. Телекоммуникационную составляющую слаботочной инфраструктуры коттеджных поселков в таких проектах мы создаем на основе современной технологии Fiber-to-the-Home – FTTH, которая подразумевает прокладку оптики до каждого коттеджа. По таким линиям связи предоставляется весь комплекс инфокоммуникационных услуг (Triple Play), а также передаются сигналы управления инженерным оборудованием и информация по тарификации коммунальных услуг, сигналы охранной сигнализации и систем видеонаблюдения. Благодаря высокой управляемости такого комплекса, создаётся единая автоматизированная система учета услуг – и коммунальных, и телекоммуникационных.

Клиенты хотят получать услуги в рамках одного договора и от одного поставщика, имеющего соответствующую лицензионную базу. Причём один поставщик – это не просто желание иметь один договор, но это справедливое ожидание более низкой цены за весь пакет услуг, чем, если бы эти услуги предоставлялись разными поставщиками.

- Планируете ли вы работать с объектами коммерческой недвижимости не только в Подмосковье, но и в Москве?
- Несмотря на некоторый спад на рынке аренды в Москве мы по-прежнему считаем данный сегмент перспективным. Работа с объектами коммерческой недвижимости является одним из основных направлений деятельности ИТЕРАНЕТ. Именно корпоративные клиенты - арендаторы недвижимости приносят нам большую часть дохода.

- Какие результаты у компании по итогам работы в 2008 году?
- В конце марта мы подвели итоги. Прибыль компании по сравнению с 2007 годом выросла в 2 раза, доход увеличился в 1,5 раза.

- Какие приоритеты будут в 2009 году?
- Главный вопрос в условиях кризиса – оптимизация соотношения качества, объема и себестоимости услуг, предоставляемых корпоративным клиентам. Мы не имеем права снижать качество, но при этом перед нами стоит задача снижать стоимость. Сейчас мы работаем в этом направлении. Кроме того, намерены расширять сеть в Мытищинском и Дмитровском районе Московской области, есть планы развиваться в Новорижском направлении.