Синча Олег

Журнал «Стандарт», июль 2010

ИТЕРАНЕТ из сервисного подразделения, обслуживающего внутренние потребности международной группы компаний ИТЕРА, развилась в успешную рыночную компанию. Продукты, которые ИТЕРАНЕТ  разрабатывает для нужд группы, оказываются востребованы и сторонними заказчиками. О том, за счет чего развивалась компания и как выстояла в условиях кризиса, корреспонденту журнала «Стандарт» Олегу СИНЧЕ рассказал генеральный директор ООО «ИТЕРАНЕТ» Игорь МАЦКЕВИЧ.

– Не могли бы Вы несколько слов сказать о том, чем занимается ИТЕРАНЕТ?
– Наша компания организована в 1999 году для предоставления полного спектра инфокоммуникационных услуг компаниям, входящим в международную группу компаний (МГК) «ИТЕРА» – это более 130 компаний в России, СНГ и дальнем зарубежье. Всем этим компаниям мы предоставляем услуги связи; разрабатываем и поддерживаем всевозможные информационные системы; решаем вопросы информационной и технической безопасности. Кроме того, внутри МГК мы играем роль сервисной компании – обслуживаем компьютерную и офисную технику, сопровождаем программное обеспечение. А в 2004 году руководство ИТЕРЫ приняло решение о предоставлении возможности компании ИТЕРАНЕТ оказывать услуги внешним заказчикам.

– Велика ли доля внешних заказов?

– Около 60 % дохода ИТЕРАНЕТ приносят именно сторонние заказчики.

– Как сказался кризис на деятельности ИТЕРАНЕТ?
– Снизились темпы роста. Если до 2008 года ИТЕРАНЕТ росла на 30-40 % в год, то в 2009 году доход увеличился всего на 10 %. Правда, чистая прибыль за счет оптимизации структуры и запуска программ сокращения издержек выросла более чем на 10 %. При этом, ни от одного из направлений деятельности в кризис мы не отказались. Главную задачу, которая стояла перед компанией на 2009-2010 годы – сохранить направления деятельности, компетенции и персонал – мы выполнили.

– С кем труднее работать, с компаниями входящими в группу или со сторонними заказчиками?

– Однозначно – с компаниями, входящими в МГК. С одной стороны, ИТЕРА – хороший заказчик, мечта любой сервисной компании. Но с другой – отношения между «родственными» предприятиями достаточно неформальны так как, по сути, мы решаем одну задачу. Поэтому, если сторонней компании я могу в случае невыполнения условий договора «отрубить» сервисы, то компаниям группы услуги мы оказываем при любых условиях. Мы созданы для этого.

– Насколько серьезны требования к качеству услуг, если отношения между компаниями группы лишены формализма?

– Требования к качеству услуг внутри ИТЕРЫ всегда были высоки – в группе существуют внутренние стандарты. Собственно, только высокий уровень качества услуг позволил ИТЕРАНЕТ успешно работать на внешнем рынке. За десятилетие стабильной работы у нас сформировался высокопрофессиональный коллектив.

– Вы готовы гарантировать уровень качества сервисов, например, подписывая SLA?

– Несомненно. Если заказчик желает получать услугу гарантированного качества, то мы заключаем с ним соответствующее соглашение. Например, по одному из наших направлений, касающемуся разработки информационных систем, мы подписали SLA с международной системой бронирования авиабилетов Amadeus. У глобальной системы бронирования очень высокие требования к качеству сервисов, и ИТЕРАНЕТ им соответствует. Кстати, совместно с подразделением Amadeus мы выводим на рынок разработку по онлайновому бронированию туров. Подразделение ИТЕРАНЕТ разработало систему информационно-технологической поддержки туристического рынка. Компания Amadeus занимается маркетингом и продажами, а мы осуществляем техническое обслуживание и поддержку системы.

– У ИТЕРАНЕТ четыре направления деятельности. Какое из них вы считаете наиболее перспективным? Какой рынок растет быстрее остальных?

– Операторский рынок давно уже стабилизировался. Из-за кризиса снизился спрос на задачи, связанные с созданием систем поддержки операционных и бизнес процессов, а вот рынок информационной безопасности получил дополнительный толчок к развитию. В ожидании первого января 2011 года, когда в силу вступит закон о персональных данных, компании проявляют интерес к соответствующим продуктам и решениям. Например, вырос спрос на программно-аппаратные средства безопасности в компьютерных сетях и средства контроля трафика. Интересуют рынок и решения по обеспечению технической безопасности: проверка помещений, обеспечение безопасности техники в помещениях и так далее. Но наиболее популярны комплексные решения. То есть системы способные защитить как от утечки информации, так и ограничить доступ персонала без категории допуска к оборудованию.

– Вы предлагаете заказчикам собственные продукты или инсталлируете системы, разработанные сторонними компаниями?

– Для обеспечения технической безопасности мы предлагаем продукты ряда российских разработчиков. Когда есть необходимость в программно-аппаратных решениях, то устанавливаем собственную разработку. Наша система Business Guardian осуществляет мониторинг информационных потоков, циркулирующих в телекоммуникационной инфраструктуре компании, и предотвращает утечку конфиденциальной информации. В коммерческой структуре невозможно ограничить доступ в Интернет, а наш продукт дает возможность контролировать исходящий трафик. Причем, Business Guardian может работать на скоростях до 10Gbs. Кроме того, у нас есть разработка, которая позволяет использовать электронный ключ-карту не только для доступа в помещения, но и как систему ограничения доступа к компьютеру. Подобно тому, как вы не сможете попасть на этаж или в другое помещение офиса, если у вас нет допуска, так и в компьютер вы сможете войти, только разместив карту на считывающем устройстве. Причем, система устроена так, что если вам надо уйти, то вы вынуждены забирать ключ карту. И как только вы сняли карту, компьютер блокируется. Это решение внутри группы компаний «ИТЕРА» работает уже почти восемь лет.

– Какие еще разработки в области программного обеспечения у вас есть?
– Например, автоматизированная система расчетов для операторов связи «Билнет», обеспечивающая тарификацию услуг телефонной связи и услуг передачи данных. Но это продукт преимущественного внутреннего пользования – на рынке аналогичных продуктов много и конкуренция очень высокая, поэтому мы его не предлагаем сторонним компаниям. Система работает с автоматическими телефонными станциями Nortel Meridian, которые в России очень популярны. Специалисты, которые работают с «Меридианами», знают, что получить точную информацию о звонках с них непросто. Наша система это позволяет. Традиционно сильно у ИТЕРАНЕТ направление Oracle-приложений. Для крупных российских и международных компаний предлагаем бухгалтерские, финансовые и управленческие решения на базе таких приложений как: Oracle E-Business Suite, Oracle Hyperion, Primavera, Siebel и другие. Для рынка SMB – бухгалтерские продукты на базе «1С:Предприятие». Специально для логистических компаний мы разработали продукт «Карго 3».

– Каким образом вы решаете, какой программный продукт нужно разрабатывать?

– Все довольно просто. Чаще всего мы беремся за разработку, когда потребность в определенном продукте возникает либо у нас, либо у наших партнеров. Например, Business Guardian разрабатывалась по заказу компаний, входящих в группу «ИТЕРА», а система «Карго 3» создавалась по просьбе наших сторонних клиентов. В течение непродолжительного времени сразу несколько компаний обратились с просьбой автоматизировать производственные процессы транспортно-логистических центров и курьерских компаний. Мы поняли, что такой продукт востребован рынком и взялись за разработку. Благодаря высокому уровню компетенции, мы создали такой, достаточно универсальный, продукт.

– Услуги связи вы предоставляете на базе собственной сети или арендуете каналы?

– По-разному. У нас развитая оптоволоконная сеть в Москве и Московской области. Кроме того, здесь же у нас есть сеть радиодоступа. Она построена на оборудовании Aperto Networks и работает в частотном диапазоне 5,7-5,8 ГГц. Чаще всего, беспроводной доступ мы используем как временный канал, пока не «дотянемся» до заказчика оптоволоконом. Для работы за пределами Московской области используем VSAT, арендуем транспондеры. Для работы на Дальнем Востоке, в СНГ и дальнем зарубежье пользуемся арендованными каналами.

– Соответственно, на рынке частных пользователей ИТЕРАНЕТ не работает?

– Ну, не совсем так. Например, в Подмосковье мы оказываем услуги, в том числе и жителям коттеджных поселков. Если, конечно, поселок расположен недалеко от нашего основного заказчика. Впрочем, рассматривать подобную деятельность, как отдельное направление бизнеса, я бы не стал.

– Что вы можете отметить как основное бизнес-достижение вашей компании?

– Полагаю, что ИТЕРАНЕТ можно назвать удачным примером развития внутреннего подразделения в полноценный бизнес. С одной стороны – мы защищены от нестабильности рынка гарантированными потребностями входящих в группу компаний. С другой – уровень компетенции наших разработчиков позволяет успешно предлагать сторонним компаниям продукты, созданные для внутреннего пользования.